Жизненный опыт родителей
Когда сестра оканчивала школой была подростком. Своенравным, упрямым и гордым. Как и все в моем возрасте, относила себя к разряду самых умных, думала, что уже достаточно разбираюсь в жизни, и не слушала ничьих советов, в отличие от старшей сестры. Катя же была абсолютной моей противоположностью, порой мне даже казалось, что у нее вообще нет собственных мозгов, потому, что она все время жила под диктовку родителей. Мама решала за нее абсолютно все,: какие вещи носить, с кем дружить, во сколько ложиться спать. И Катя безропотно подчинялась!
Как амеба. Я ее так и звала — амебой. А она обижалась.
— Что ты ко мне пристала? Если тебе нравится ругаться с родителями, дело твое, но зачем ты меня постоянно толкаешь на конфликты?
— Глупая, просто пытаюсь сделать из тебя человека! — пыталась я учить сестру, несмотря на то, что младше на три года.
— По-твоему, быть человеком — это все время перечить старшим?
— Нет, это значит иметь собственное мнение и не плясать под чужую дудку.
— Я и не пляшу!
— Нет, пляшешь! Вот, смотри, — я подтащила ее к зеркалу. — Ты ненавидишь свою челку, но продолжаешь с ней ходить, ведь мама сказала, что тебе так лучше.
— Но она права, мне действительно без челки не идет, вот смотри, — и она подняла рукой волосы, оголив неприлично огромный лоб. Увидев мое замешательство, Катя победоносно улыбнулась.
— Ты маленькая и глупая, поэтому считаешь, что все взрослые дураки. А на самом деле они намного мудрее нас.
В тот раз счет был не в мою пользу, но я продолжала настаивать на том, что моя сестра амеба, и в моменты ссор обзывала ее бесхребетным существом и тряпкой.
Родители обожали Катю, в отличие от меня. Еще бы, ребенок, который никогда не перечит, не огрызается и слушается с первого слова, просто ангел в плоти. Меня это злило, но вместо того чтобы постараться стать такой же, еще больше показывала свое «я» — дерзила, хамила и все делала наперекор.
И была уверена, что всегда права. Нет, я не считала своих родителей глупыми, просто они уже старые и потому отстали от жизни. Все их принципы — пережиток прошлого, и только я, молодая и современная, знаю, что к чему. Мудрость приходит с годами, сейчас-то я это понимаю, но научилась этому, как, ни странно, не на своих ошибках, и вообще не на ошибках, а как раз на примере сестры.
Катя мечтала стать актрисой. Она ходила в драмкружок в местном Доме культуры, вела концерты, играла ведущие роли в сценках и новогодних спектаклях для детей. Родители поддерживали ее стремление, они посещали премьеры с ее участием и всегда хвалились дочкой перед гостями. Но, когда Катя сообщила, что после девятого класса намерена бросить школу и штурмовать московское театральное училище, родители обрубили ее затею на корню. Помню долгий и серьезный разговор с мамой, заплаканное лицо сестры, несколько дней в раздумьях и Катино заявление:
— Хорошо, я пойду в другой вуз. Я не поверила своим ушам.
— Серьезно? Но почему? Ты ведь так мечтала стать знаменитой! Неужели ты откажешься от своей мечты потом, что мама так сказала?!
Катя улыбнулась и потрепала меня по макушке, как маленькую.
— Я сама приняла это решение, а мама просто подтолкнула, открыв мне глаза на очевидные вещи. Она права, у меня мало шансов поступить. И даже если это случится, вряд ли из меня получится великая актриса. Это здесь, в захолустье я что-то из себя представляю, а в Москве знаешь сколько талантов? Но лишь единицам из них улыбается удача. Я не хочу получать гроши, работая в неизвестном театре, а потом жить на мизерную пенсию. Мама права, надо реально оценивать свои силы, поэтому я намерена получить нормальную специальность и жить как обычный человек.
— И на какую же «нормальную специальность» ты готова променять мечту? — съехидничала я.
Ну, я неплохо разбираюсь в математике, поэтому буду поступать на бухгалтера.
— Ха-ха-ха! — не выдержала я. — Ты только послушай, как это звучит: жила-была романтичная девушка, мечтающая стать актрисой, но стала бухгалтером, потому что мама так сказала. Нет, конечно, твое оправдание звучит красиво, но я бы, ни за что не позволила родителям рушить свою жизнь.
— Да? И что бы ты сделала на моем месте? Постой, дай угадаю. Сбежала бы из дома, провалила экзамены и с побитым видом вернулась назад.
— Ну и пусть бы провалила! Я бы устроилась дворником в Москве, но на следующий год, а может, через год или пять все равно бы поступила и утерла родителям нос!
Катя тяжело вздохнула и направилась к двери.
— Что и требовалось доказать. Твое детское поведение сводится только к тому, чтобы утереть кому-нибудь нос. Глупышка.
— А ты слабачка! — крикнула я вдогонку.
Мы жили каждая в своем мирке, сталкиваясь лбами лишь в особо важных моментах. Следующий такой случай произошел, когда у Кати появился жених. К тому времени она уже училась на бухгалтера и была весьма довольна своим выбором. А что касается несбывшейся мечты, то сестре повезло — в университете был свой театр, где она проводила все свободное время и при каждом удобном случае напоминала мне, что значит вовремя послушать родителей.
«Актриса захудалого театра, — строила я гримасу, не желая признавать поражение, — а могла бы сейчас блистать на голубом экране». Но вернемся к жениху. Мне он, честно сказать, очень нравился. С Игорем можно было посмеяться, он знал кучу юморных историй, к тому же у него был крутой байк, на котором мне довелось пару раз прокатиться. И Катя его вроде бы любила, я была уверена, что их роман далеко и надолго, но тут неожиданно вмешался отец.
Этот разговор произошел при мне, на кухне.
— Скажи, ты Игоря любишь очень сильно? Прям до потери пульса, так, что жизни без него не представляешь? — спросил папа дочь.
Катя задумалась. Мне показалось, она сама не знает ответ на этот вопрос.
— Ну, он мне нравится, — неуверенно ответила сестра.
— Тогда нам стоит поговорить, — облегченно вздохнул отец.
И он прямо в лоб сказал, что ему не нравится Игорь, что он легкомысленный парень, на которого нельзя положиться. Ветреный, несерьезный, и из него вряд ли получится хороший семьянин.
— Ты что, предлагаешь мне его бросить только потому, что он легкомысленный? — сестра была слегка шокирована, впрочем, как и я.
— Нет, предлагаю тебе получше к нему присмотреться, и если ты поймешь, что он не мужчина твоей мечты, не тратить на него попусту время.
— Знаешь что, папочка, — Катя с силой бросила кухонное полотенце на стол, — спасибо, конечно, за заботу, но в этом деле я как-нибудь разберусь сама.
Ну, слава богу, подумала я, хоть раз она включила голову. Больше отец к этому разговору не возвращался, но Катя с этих пор изменилась. Сидела в своем театре до позднего вечера, ходила хмурая и раздраженная. Через какое-то время я обратила внимание, что Игорь давно у нас не появлялся.
— Мы расстались, — сказала Катя так легко, будто сообщила, что только что убила муху.
— Что? Как? Почему? Погоди, ты что, послушалась приказа отца?
— Нет, я последовала его совету и присмотрелась к Игорю. Папа прав, он действительно ненадежный человек. Подумай сама, парню двадцать два, а до сих пор нигде не работает. У него вообще нет увлечений, кроме своего байка. Смотрит тупые сериалы весь день и ролики на ютюбе, а деньги клянчит у родителей. С таким точно семью не построишь.
Я просто дар речи потеряла. Ладно, челка, одежда, выбор профессии, но когда тебе указывают, с каким парнем дружить, а ты слушаешь, это уже слишком.
— Скажи, а если родители скажут тебе прыгнуть с десятого этажа, ты прыгнешь?
Сестра задумалась.
— Если они приведут веские для этого аргументы, то, пожалуй, да. Хватит уже смотреть на меня как на чокнутую! Я не слепо подчиняюсь воле родителей, а лишь прислушиваюсь к их мнению, но решение принимаю сама. И, ты знаешь, они почему-то всегда оказываются правы. Советую и тебе хоть раз последовать моему примеру.
— Ну, уж нет, у меня своя голова на плечах. А насчет Игоря ты еще пожалеешь, он ведь такой классный.
— Так забери его себе.
— Спасибо, объедками не питаюсь.
Я человек упрямый и гордый, поэтому долго не могла признаться даже сама себе, что расставание с Игорем действительно было правильным, потому что уже через год Катя вышла замуж за замечательного парня. Пусть Юра и не в моем вкусе, но для сестры он стал идеальной партией. И со свекровью Катя нашла общий язык, они несколько лет жили вместе.
Через год после свадьбы Катя родила мне племянника. Назвали Егором, хотя сестре очень нравилось имя Ванечка. Конечно, я и тут не упустила возможности ее подколоть.
— Это насколько нужно быть слабовольной, чтобы даже ребенка назвать по чужой указке.
— Не по чужой указке, а по желанию мужа. Решила сделать ему приятное, — улыбнулась сестра, она давно научилась не реагировать на мои колкости, что злило меня еще сильней.
В три месяца Егора решено было крестить. Все были сосредоточены на выборе крестного, в то время как по поводу крестной матери никто не задумывался, тут было ясно как белый день, что ею станет Аня — лучшая Катина подружка. Они ведь с ней много лет были не разлей вода. Теперь представьте мое удивление, когда сестра сообщила, что передумала насчет крестной. И знаете, почему? Свекровь отсоветовала!
— Слушай, я еще могу понять, почему ты всю жизнь подчиняешься родителям, но плясать под дудку свекрови — это себя не уважать, — махала я руками от злости.
— Я подумала, что в ее словах может быть доля правды, и решила не рисковать, — с завидным спокойствием ответила сестра.
— Какая еще доля правды, чем рисковать?
— Видишь ли, Лилия Викторовна считает, что крестных родителей надо выбирать среди родственников. Мол, вечная дружба — явление редкое, сегодня вы друзья, завтра враги, а родня всегда остается родней.
— Подожди" ты не доверяешь Ане? — не могла я поверить. — Вы ведь столько лет дружите!
— Сейчас доверяю, но в жизни всякое случается. Взрослые больше повидали, они мудрее нас.
— Все ясно. Спорить бесполезно. И кого же ты возьмешь на роль крестной матери?
— Тебя.
В мои планы это не входило, мне достаточно было того, что Егор мой племянник, но отказываться от крестин плохая примета, поэтому я тоже решила не рисковать. Сейчас ему уже восемь, он окончил первый класс, и я просто обожаю этого курносого толстячка. Кстати, он зовет меня Крестной. Не тетей, не по имени, а именно Крестной, и мне безумно это нравится. Подводя итог, хочу разложить все по полочкам. Итак, я всю жизнь учила сестру жизни, а она упорно сопротивлялась моей теории. И к чему мы в результате пришли? У Кати все замечательно. Она работает по специальности, и ей даже нравится ее профессия. У сестры замечательный муж, отдельная квартира и порядок в финансовом вопросе.
А вот с подругой Аней она сейчас редко общается, так что по поводу крестной Лилия Викторовна прямо как в воду глядела. Нет, они не поссорились, но отношения уже не те. Сестра однажды заметила, что подругу одолевает зависть, потому как, в отличие от Кати, у нее совсем не складывается личная жизнь. И это стало проявляться во всяких неприятных мелочах. Видятся они теперь редко, отношения натянутые, и хорошей крестной, я уверена, из Ани бы не вышло. Так что, как говорится, все к лучшему.
Теперь обо мне. Я все сделала так, как хотела: сама выбрала специальность, супруга и белый кухонный гарнитур, о котором мечтала. Теперь смотрю на заляпанную кухню, от которой меня так отговаривали родители, вспоминаю о работе, на которой платят гроши, и думаю о муже — где и с кем он сейчас. Нет, я не жалуюсь на судьбу, у многих и этого нет, но если спросить откровенно — счастлива ли я, то отвечу: не очень.
Тяжело признавать свое поражение, особенно когда ты всю жизнь боролся за свободу и собственные права, а сестра просто плыла по течению, не напрягаясь и прислушиваясь к родителям, и в итоге в выигрыше осталась она, а не я. Но не отчаиваюсь, я ведь молода, здорова, у меня все впереди. Надо только унять свою гордыню и чуть-чуть пересмотреть взгляды на жизнь.