Как помочь сыну?
Володе исполнился годик, когда Алексей, мой муж, пришел к выводу, что семейная жизнь — не его призвание. Я осталась одна с маленьким ребенком, без жилья и без средств. У меня опустились руки, я была в отчаянии.
— Господи, что теперь делать?! плакала в трубку, рассказывая маме о бедах.
— Как что? Главное — не падай духом! — бодрым голосом сказала она. — Собирай вещи, бери малыша и приезжай ко мне.
После смерти отца мама жила одна. Сестра купила квартиру в кредит, а я, выйдя замуж, переехала к мужу в другой город.
До мамы добралась только к вечеру. Она крепко меня обняла и погладила по голове, словно маленького ребенка.
— Снимай пальто. Я приготовила твою любимую запеканку.
— Спасибо, мамочка, но мне сейчас совсем не до вкусностей...
— Людмила, не раскисай, — строго сказала мама. — Тебе сейчас пригодятся силы. Нужно поесть!
В этом вся моя мама! Она была прекрасной кулинаркой и, сколько себя помню, относилась к еде как к лекарству и панацее от всех бед, начиная с физических недомоганий и заканчивая душевными страданиями.
В тот же вечер мама собрала «военный совет». Я, она и старшая сестра, срочно вызванная по телефону, уселись на кухне за чаем с пирожными.
— Думаю, Люда с Вовочкой переедет ко мне, — начала мама. — Там вас, пожалуй, ничего уже не держит...
Я знала, что Алексей никогда ко мне не вернется, а если бы и захотел, то я бы уже не приняла...
— Завтра же позвоню Алексею и поговорю с ним, — продолжала мама. — Он же должен что-то давать на малыша, пока не решится вопрос с алиментами. Ну а ты подумай о работе для Людмилы... — Она многозначительно взглянула на Полину (сестра была руководителем отдела в крупной фармацевтической фирме).
— Подумаю. Жаль, что ты не окончила учебу. Вот если бы у тебя был диплом...
До замужества я училась на фармацевтическом факультете, но потом по настоянию мужа бросила учебу и посвятила себя семье: чего, ни сделаешь ради любви!
Вскоре все завертелось. Я восстановилась в университете, благодаря протекции Полины получила должность в фармацевтической фирме. Что тут долго рассказывать, мне было нелегко. Я работала торговым представителем. Рабочий день ненормированный, а зарплата зависит от оборота.
Конечно, было очень трудно. Я выходила из дому рано утром, а возвращалась поздно вечером, падая от усталости. Выходные посвящала учебе. Вовочкой занималась мама — она его очень любила. Но у меня сердце разрывалось, когда я видела, как малыш ждет возле окна моего возвращения!
Чтобы хоть как-то компенсировать свое отсутствие, стала покупать ему подарки. Мне так нравилось, когда Вовочка — такой хорошенький! — протягивал ко мне свои пухлые ручонки!
Должна признать, что благодаря бабушкиным заботам сын рос как на дрожжах. Он всегда был любителем поесть, а для мамы это было главным. Она с гордостью гуляла с внуком, сияя от восхищения.
— Анна Ивановна не могла сегодня налюбоваться нашим Вовочкой — говорила, что наш мальчик похож на ангелочка!
Мой сын действительно напоминал малыша из рекламы детского питания: кожа персикового цвета, румяные щечки, голубые глаза...
Только моя сестра Полина не разделяла нашего восторга.
— Да, хорошенький, — говорила Поля. — Но если он будет набирать вес с такой скоростью — скоро превратится в шар! Лучше записали бы его в бассейн.
— Даже не выдумывай! — рассердилась мама. — Вот родишь своих и будешь морить их голодом и топить в бассейне!
Когда сыну исполнилось четыре года, я хотела отдать его в детский сад.
— Это еще зачем?! — возмутилась мама. — Еще заболеет бедняжка! Неужели ты думаешь, что ему там будет лучше, чем со мной?
Недели две я пыталась спорить, однако, в конце концов, согласилась, и мы решили, что с шести лет сразу отдадим Вовочку в школу.
Мама немного успокоилась, а жизнь вошла в прежнюю колею. Шло время. Я защитила диплом, получила повышение, стала хорошо зарабатывать и могла обеспечить сына всем самым лучшим. Сильно уставала на работе, но была счастлива. Мама, правда, иногда ворчала, что мне нужно устраивать личную жизнь, но я все еще не была к этому готова.
Володе исполнилось шесть лет, и он пошел в школу. Бабушка очень нервничала по этому поводу, а сын никак не мог дождаться встречи с другими детьми.
— Не знаю, как Вовочка справится в школе! Дети драчливые, а он такой нежный! — переживала мама.
— Перестань! — прерывала ее я. — Он ведь парень, а не мимоза.
Сначала действительно было тяжело. Не раз сын возвращался домой в слезах. Он был упитанным мальчиком, и это стало поводом для насмешек, а Володя не умел за себя постоять.
Мне было жаль его, но я понимала, что должна не утешать его, а объяснять, как жить в коллективе. В итоге сын шел плакаться к бабушке. У нее-то уж всегда было в загашнике какое-нибудь лакомство для «лечения» любимого внука.
Потом стало легче. Во всяком случае, мне так показалось. У меня по-прежнему было мало времени на сына, но он прекрасно учился и не доставлял мне хлопот. Вот только друзей у него не было. Я не однажды пыталась отправить его во двор, к ребятам, но Володя говорил, что лучше книжку почитает или в Интернете посидит.
Когда сын заканчивал пятый класс, в моей жизни появился мужчина. Геннадий работал в фармацевтической фирме в Москве. Познакомились мы на семинаре. Я влюбилась по уши! Ужины, кино, поездки — все это отнимало так много времени...
Вскоре мы решили пожениться. Нужно было сообщить об этом моей семье. Мама обрадовалась. Сложнее было с Володей.
— Новый отец? — удивился сын. — Зачем это?
— Знаешь, сынок, хорошо, когда есть папа...
— Мне вполне достаточно тебя! — перебил сын.
— Сыночек, но я тоже хотела бы иметь мужа, — подошла с другой стороны.
— Ну, вот и заводи себе мужа! — крикнул Володя и убежал в свою комнату.
...Мы поженились через полгода. У Володи начинались каникулы. Это было как раз, кстати, потому, что нам нужно было переехать в столицу.
— Новая семья, новый город, новая школа... Ты рад? — спросила я сына.
— Угу, — ответил он не слишком радостно, как мне показалось.
Я сразу же нашла работу в приличной фирме. Теперь можно было больше времени уделять семье. Мне казалось, моя жизнь наконец-то налаживается...
Весь август потратили на переезд, а в сентябре Володя пошел в школу. Он тяжело пережил расставание с бабушкой.
— Как дела в новой школе, сынок? — интересовалась я. — Тебе нравится?
— Нормально, — бросал он и уходил в свою комнату.
Я старалась баловать Володю, готовила всякие вкусные блюда. На день его рождения мы с мужем подарили ему новый мобильный телефон. Через неделю, когда я позвонила сыну, телефон не отвечал. Я заволновалась, но через пятнадцать минут Володя вернулся.
— Что случилось? — спросила я, чувствуя неладное. — Почему ты не отвечаешь на звонки?
— Потому что у меня нет телефона.
— Как это нет? — не поняла я.
— Потерял, — промямлил он.
— Сыночек, как ты мог!...
Через два дня Володя возвратился из школы с подбитым глазом, в разорванной куртке.
— Господи, на кого ты похож! Кто это сделал?
— Не знаю, — сын опустил глаза.
— Не знаешь?
— Я не знаю их! Какие-то ребята...
На следующее утро я пошла в школу, чтобы покончить с этим безобразием.
— Володя — очень хороший мальчик, прекрасно учится, — успокоила меня классная руководительница. — Просто пока не сумел наладить отношения с классом, но со временем все будет хорошо. Честно говоря, не представляю, кто мог его избить! Скорее всего, кто-то из другой школы.
Я поверила ей... Но вскоре у Володи начались проблемы со здоровьем.
— Я не могу идти в школу: у меня болит живот, — жаловался сын все чаще. Сначала я думала, он притворяется. Но однажды, заглянув в его комнату в надежде, что он забыл о больном животе, и читает книжку, увидела, что сын лежит на кровати, скорчившись от боли.
Мы отправились к врачу. Оказалось, боли у сына на нервной почве. Врач выписал успокоительные препараты и посоветовал разобраться, что вызывает у ребенка такую реакцию. Но Володя по-прежнему не делился со мной своими проблемами.
Как-то решила сделать ему сюрприз: сводить после уроков в кино, в кафе.
Ожидая сына, прогуливалась в скверике за зданием школы. Раздался звонок, и через минуту из главного входа вывалила толпа учеников. Сзади шел Володя. К нему подбежал какой-то мальчишка.
— Толстый, гони деньги! — крикнул и ударил сына. — Шевелись, бочка с салом!
— У меня нет денег, — промямлил Володя.
— А если тебя потрясти? — парень схватил моего сына за шею и стал дергать. Причем никто не обращал на это никакого внимания!
— Что это ты делаешь?! — Я подбежала к мальчикам. — Отпусти немедленно!
Мальчишка, увидев меня, тут же отскочил. Я попыталась схватить его за руку, но он вырвался и убежал.
Когда пришли домой, учинила настоящий допрос:
— Как давно этот мальчик тебя шантажирует? Сколько это уже продолжается? Говори!
— С самого начала, — тихо пробормотал сын.
— Володя, я понимаю, что это нелегко, но ты должен рассказать, что происходит... — мягче и спокойнее попросила я.
— Они обзывают меня толстяком и другими словами... еще хуже... Смеются, когда на физкультуре ничего не получается. Никто меня в школе не любит...
— Но почему ты мне раньше не рассказывал обо всем этом?
— Потому что... тебе всегда некогда... — сын вздохнул. — В той школе было то же самое. Ну, может, только не били...
Боже, через какой же ад прошел мой ребенок. Я была в ужасе! — В старой школе как-то все утряслось, — рассказывал сын. — И там была бабушка... А здесь... — он махнул рукой.
А я, глупая, думала, нет... убеждала себя, что у него все хорошо! И что теперь делать? С удовольствием забрала бы его из этой школы, но где гарантия, что в другой будет иначе?
Мой сын оказался просто не приспособлен к общению со сверстниками. Вот к чему привели чрезмерная бабушкина опека и моя вечная занятость! Слава богу, у меня теперь был Геннадий. Он нашел хорошего психолога. А еще мы повели сына к диетологу.
Понадобилось много терпения и времени, но я была рядом. Теперь-то знаю, о чем действительно думает и чего хочет мой ребенок. Ни один подарок не заменяет ему общения со мной. И, конечно, не походы в фастфуды ему нужны...
За последний год мой Володя сбросил, около двадцати килограммов. Он стал намного увереннее в себе и с детьми в классе сумел наладить отношения. У него даже появились друзья. Сын научился пользоваться своими главными достоинствами — способностью к учебе, умением интересно рассказывать обо всем на свете...
И, что еще меня очень радует, это доверительные отношения с отчимом — у моих мужчин появились свои секреты. А неделю назад Володя пригласил Геннадия пойти с ним вместе на тренировку по баскетболу!