Саша Саша все посты
29 Мая 2017, 08:09

С тарабарского на родной язык: учим ребёнка говорить в 2 года

Когда родители услышат долгожданное «мама» или «папа», зависит от многих факторов, которые обязательно нужно учитывать. Впрочем, нетерпение, а также естественное переживание за развитие малыша часто заставляют нас обращаться к различным специалистам: неврологам, психологам и логопедам. Особенно часто родителей беспокоит вопрос о том, как научить ребенка говорить в 2 года.

Вот и я была озадачена, когда время приближалось ко второму дню рождения сына, а он до сих пор не говорил хотя бы словосочетаниями, не то что предложениями. Даже словарный запас у ребёнка был довольно скудный, всего 6 слов. Тема становилась ещё острее, когда любопытные подружки начинали спрашивать: «А что, вы до сих пор ещё не разговариваете? Мой уже стишок первый выучил...»

Не скажу, чтоб я уж очень сильно переживала или расстраивалась, ведь сын понимал, что ему говорят или требуют. Свои желания он всегда выражал жестами, добавляя что-то очень эмоционально на тарабарском языке. Я не стала на данном этапе обращаться к врачам, посчитав, что 2 года — не критичный возраст для того, чтобы начать разговаривать, и повода для паники нет. К тому же, надеялась на материнское чутьё и своё педагогическое образование. Вооружившись полезной литературой по теме, а также интернетом, я нашла несколько хороших советов и идей для занятий.

В первую очередь хочу отметить очень умный совет: проговаривать все свои действия, называть предметы. Ребёнок постоянно должен слышать живую речь, иначе никакие развивающие игры и упражнения не дадут нужного результата. Начиная с самого утра я практически не замолкала: «Это футболка, она голубого цвета. Давай её наденем. Где ручки?», «Это тарелка, сейчас мама положит в неё кашку и ты будешь кушать. Хочешь кушать?» И так весь день, независимо от того, где мы находились. Очень важно, чтобы малыш видел лицо при общении: мимику, движение губ и языка. Поначалу, признаться, мне было трудно, ведь поддерживать диалог — это одно, а когда разговариваешь фактически одна — совершенно другое. Впрочем, привыкла достаточно быстро. Уже через несколько дней я заметила, что сын стал разговаривать намного больше, правда, всё ещё на своём тарабарском.

Ниже приведу ещё несколько советов, которые, по моему мнению, помогли разговорить ребёнка.

  • Любимая песенка и ритмичные стихи. Я выбрала несколько простых детских четверостиший и ежедневно по несколько раз рассказывала их сыну, стараясь делать это как можно выразительнее и эмоциональнее. Было видно, как малышу нравится, он слушал очень внимательно. А потом я начала применять главную хитрость — «забывать» последнюю строчку. Сын старался продолжить любимое стихотворение, с каждым разом у него получалось всё лучше. Тот же принцип я использовала и с песенкой. Ребёнку очень нравился мультфильм «Два весёлых гуся», а особенно его озвучка. Он всегда задорно смеялся и танцевал, когда я ему включала эту песню. Но чтобы разговорить малыша, необходимо убрать подальше все гаджеты, выключить компьютер и телевизор, так как они не способствуют развитию, а только мешают. Потому песенку про гусей я пела сама, однажды «забыв» слова припева.
  • Звукоподражательные слова. Ни одна кошка или собака на прогулке не прошла мимо нас, чтобы мы не обратили на неё внимание. Показывая на животное пальцем я произносила: «Это кошка. Она говорит мяу». А дома мы закрепляли материал при помощи картинок, на которых были изображены домашние животные. В два года сын имел представление о кошке, собаке, овце, свинье, корове, петухе, курице, козе, лошади, а также о том, как они говорят. Сперва я произносила звук, например, «му», а сын искал на картинке корову и показывал пальчиком. Спустя некоторое время ребенок научился озвучивать сам.
  • Для развития фонематического слуха я приобрела различные музыкальные инструменты. Мы с сыном устраивали целый концерт (тут же, кстати, пели вышеупомянутую песенку про гусей). В конце я предлагала ему интересную игру, суть которой заключалась в угадывании инструмента, который нужно послушать с закрытыми глазами.
  • Пальчиковые игры. «Сороку-белобоку», «шла коза рогатая» и «ладушки-ладушки» я помнила ещё из своего детства. Ведь давным-давно известно, на сколько полезны такие упражнения для развития речи ребёнка. Это и массаж кистей рук, и лёгкое ритмичное стихотворение, в котором повторяются одни и те же слова.
  • Игры с мелкими предметами. Для развития речи также важно уделять внимание мелкой моторике. В головном мозге человека двигательная проекция кистей рук расположена очень близко с речевой зоной. Учёные доказали, что развитие моторики пальцев в значительной степени сказывается на умении говорить. Ребёнку доставляли удовольствие игры с песком, крупой, бусинками и пуговками. Мы с ним каждый день что-то мастерили: вырезали, клеили, лепили. На прогулку я брала с собой мелкие игрушки (из шоколадных яиц) и закапывала их в песочнице. Сыну очень нравилось их находить. А ещё делали благородное дело: подкармливали птиц во дворе. Малыш сыпал зёрнышки, отщипывал от булки хлеба маленькие кусочки. Все эти занятия также помогли нам развивать речь.

Ну а для того, чтобы речь стала более чёткой, я проводила с сыном артикуляционную гимнастику. Это достаточно простые упражнения, в которых задействованы рот и язычок. Например, просила ребёнка «показать забор» (улыбнуться). Также язычком мы изображали качели (вверх-вниз), смотрели по сторонам (вправо-влево) и чистили им зубки. Почему я пишу «мы»? Потому что очень важно, чтобы ребёнок наглядно видел пример того, как нужно делать правильно.

Если вы тоже задумались над тем, как научить ребенка говорить в 2 года, не спешите обращаться к логопедам, неврологам и психологам. Занимаясь дома самостоятельно вы не просто сэкономите семейный бюджет, но и обязательно получите результат. Ведь мама и папа интуитивно находят правильный подход к своему малышу, а эмоциональная связь с любящими родителями куда важнее разнообразных методик. Надеюсь, мои советы и идеи помогут вам разговорить ребёнка.

Показать полностью
Аноним, 10 Апреля 2018, 10:16
Лично, я считаю, что нужно с ребенком с младенчества общаться по взрослому, тогда и речь у него будет связная и понятная, а вот если постоянно агукать и улюлюкать, то конечно потом можно столкнуться с проблемой, что он по попросту поздно начнет говорить.
Аноним, 10 Апреля 2018, 10:16
Кира, агукать с ребенком можно, а вот сюсюкать и переделывать слова на детский лад нельзя! До сих пор не понимаю зачем некоторые родители, показываю ребенку на машинку, говорят "Бибика поехала", потом на собаку и говорят "Ав-ав побежала". Неужели нельзя по нормальному сказать ребенку что поехал автомобиль и побежала собака? А еще лучше сразу уточнить, что поехала красная машина и побежала рыжая собака - использование прилагательных развивает словарный запас ребенка.