Психология отношений в коллективе

Разбираться, какие законы действуют в коллективах, можно по-разному: один штудирует специальную литературу, другой чутко реагирует на реакцию окружающих, третий наступает на одни и те же грабли и вынужден не раз менять работу – вариантов великое множество.
Чем коллеги бывают недовольны
Начав работать сразу после школы, я должна была на практике постигать науку под названием «психология отношений в коллективе». Оказавшись в 17 лет среди множества взрослых людей, я, по большей части, помалкивала, но старалась как можно скорее понять неписаные правила, действовавшие в нашем огромном отделе, благо, все было на виду: общение с начальницей и между собой, реакция на дополнительные обязанности, одежда, личные телефонные разговоры, совместное проведение обеденного перерыва…
Постепенно сложилось определенное представление, и со временем, закончив институт, поработав в других коллективах и познакомившись с публикациями психологов, я убедилась, что мои первые житейские наблюдения были верны и даже через десятилетия нормы служебных взаимоотношений, во многом, остаются все теми же.
Итак, коллеги раздражаются, негодуют, если кто-то:
- стремится постоянно быть на виду у начальства и всячески выпячивает свои заслуги, даже мнимые;
- отказывается от любых поручений, не задерживается на работе при аврале, не откликается на просьбы о помощи, аргументируя свою позицию словами: «У меня в должностной инструкции это не написано», «Это ваши проблемы»;
- старается не перетрудиться при выполнении общего задания;
- не держит своего слова и не смущается этим;
- имеет много претензий к окружающим, разговаривает с ними на повышенных тонах;
- берет без спроса что-либо со стола другого сотрудника, любит заглянуть в экран чужого монитора;
- собирает и распространяет сплетни;
- одевается слишком дорого, вызывающе, или, напротив, относится к своему рабочему гардеробу без должного внимания; неумеренно пользуется косметикой, духами;
- при наличии сотрудников противоположного пола, флиртует, отпускает сомнительные шуточки;
- напрягает окружающих громким сигналом мобильника и бесконечными разговорами на личные темы;
- при проведении коллективных праздничных мероприятий старается поменьше участвовать в их подготовке, но за столом ни в чем себе не отказывает.
Этот перечень можно продолжить, но и так очевидно, что негативно относятся к тем, кто не задумывается (или не знает?) о том, что существует психология отношений в коллективе и на любом месте работы необходимо придерживаться определенных норм поведения.
Взаимоотношения и служебные успехи
В течение многих лет я работала среди людей разного возраста, с разным уровнем образования и опыта, но везде было актуально следующее правило: если среди сотрудников нет согласия и взаимного уважения, трудно ожидать от них слаженной деятельности и высоких результатов. Люди либо чувствуют себя единой командой, либо каждый сам за себя. Конечно, важную роль играют организаторские способности и человеческие качества руководителя, но психология отношений в коллективе включает в себя гораздо больше аспектов, чем взаимодействие начальника и подчиненных, выполняющих свои функции.
Дружественно настроенные коллеги всегда готовы что-то подсказать, в чем-то помочь, поддержать, посодействовать – подставить, как говорится, свое плечо. Людям, которые держатся особняком, высокомерно или ведут себя так, что общение с ними вызывает отрицательные эмоции, в коллективах бывает достаточно одиноко. Нередко напряженные отношения на работе вынуждают задуматься об увольнении.
Напоследок, хочется напомнить простую истину: если человек недоволен отношением к нему окружающих, ему стоит поискать причины в самом себе – в личных качествах, словах и поступках. Знание психологии полезно каждому, главное, использовать эти знания в позитивном ключе, а не для того, чтобы манипулировать другими людьми.